История Jaguar

Тема в разделе 'История Jaguar', создана пользователем Valery Dubovitsky, 8 сен 2013.

Статус темы:
Для того, что бы просматривать эту и другие темы дальше Вы должны быть зарегистрированным пользователем, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
  1. Jaguar, как ни странно, не относится к числу старейших автомобильных марок. Образована она была аж в 1922 году, когда автомобили, хоть и делали в своём прогрессе первые "обороты колеса", но были делом уже довольно обычным. И в этом году английские ребята Уильям Лайонс (William Lyons) и Уильям Уолмсли (William Walmsley) организовывают фирму по производству мотоциклетных колясок Swallow Sidecars (SS). Однако очень скоро фирма перешла к изготовлению собственных автомобильных кузовов, которые устанавливала на шасси известных брендов - Austin, Wolseley и даже FIAT!
    На этой волне Swallow Sidecars (кстати, попробуйте перевести это название на русский и получите интересный вариант - "Бортовые автомобили "Ласточка") набрала некоторую популярность, а в 1931 году к ней пришёл первый серьёзный успех - в производство запустили спортивную модель, базировавшуюся на шасси фирмы Standard, в связи с чем аббревиатуру SS теперь стали расшифровывать по-новому - Standard Swallow. То есть, Ласточка обыкновенная.

    [​IMG]


    Первую модель именовали, само собой, SS I и выпускали до 1936 года. Поначалу она имела две модификации: 16HP и 20HP - по количеству лошадиных сил, начисленных по принятой тогда "системе вычисления налоговой мощности". Реально же, в сегодняшних единицах, моторы объёмом 2.0 и 2.6 литров имели соответственно 46 и 58 л.с. После 1934 года объёмы возрасли до 2.1 и 2.7, а мощность - до 62 и 72 "лошадей". Завидный для многих результат по тем временам.
    [​IMG]

    Почти вместе с первой "Ласточкой" (кстати, не отсюда ли пошло это выражение?), из англицкого гнезда вылетела и вторая - более "бюджетная" SS II в модификациях 10HP и 12HP (1.35 литра, 37 л.с. и 1.6 литра 45 л.с.) - её начали производить в 1932-м. Оба седана, SS I и SS II, считались автомобилями престижными.
    [​IMG]

    В 1935-м появилось второе поколение SS - открыла его модель SS90 с 2.7-литровым мотором в 90 л.с., который разгонял аппарат до 145 км/ч. А в следующем году стартовала линейка престижных седанов SS - модели SS 11/2 -Litre и SS 21/2-Litre имели, соответственно, моторы в 42 и 104 л.с. ("младший" был 1.6-литровым) и впервые были названы Jaguar. Так ласточка стала Ягуаром. А особого успеха добились стильные родстеры SS100, имевшие под капотом 115 сил. В 1938 году появился ещё более мощный седан Jaguar SS 31/2-Litre - мотор объёмом 3485 куб. см. выдавал 125 "лошадей".
    [​IMG]

    Военное время наложило свой отпечаток - после Второй мировой эти модели выпускались практически в довоенном варианте, за одним коренным различием - аббревиатуре SS уступило место куда более политкорректное в той обстановке обозначение модели - Mk IV, или Mark IV. Кроме седанов стали делать и кабриолеты, а название марки окончательно сменилось на Jaguar - во многом по тем же политическим причинам. В 1949 появилось следующее поколение Mk V - внешность была консервативной (узкий капот, подножки, вертикальные радиаторы и выступающие крылья), но вот передняя подвеска - уже была независимой! Кстати, интересный факт: Mk IV и Mk V, или Mark IV и Mark V - в точности так назывались британские танки времён Первой мировой войны...
    [​IMG]

    Вместе с этим складовалась и спорт-линия марки Ягуар. Надо сказать, что точка отсчёта у этой линии получилась что надо: в 1948 году на автошоу в Лондоне показали XK120 - и "срубили" такую прессу и такой ажиотаж вокруг автомобиля, что решение о серийном выпуске было принято очень быстро. 3.4 литра, 6 цилиндров, два распредвала с верхним расположением, полусферические камеры сгорания и 160 лошадей как результат - этот волшебный рецепт успеха для модели XK120 ягуаровские инженеры придумали во время войны - когда вели ночные противопожарные дежурства на заводе.
    [​IMG]

    XK120 имел три типа кузова (купе, кабриолет, родстер) и облик, который сегодня является узнаваемой классикой Jaguar - эротичные обводы, волнующие пропорции, чувственный профиль и почти полностью скрытые колёса (в некоторых версиях задние). Эта модель без преувеличения сразила наповал весь автомобильный мир - в частности, стратегически важный североамериканский рынок проникся английской маркой Jaguar навсегда.
    [​IMG]


    В первые два года производства рама автомобиля была деревянной с закреплёнными на ней алюминиевыми кузовными делалями - одна из тех английских традиций, которые кое-где сохранились до сих пор - но в 1950 году машина получила кузов из штампованных стальных панелей. Индекс "120" в названии не случаен - именно столько миль в час (или 193 км/ч) мог развить XK120, благодаря чему и был признан самым быстрым в мире серийным автомобилем. Мало того, была и "заряженная версия", XK120SE, имевшая мотор в 180 сил.
    [​IMG]

    Лочично продолжил эту линию появившийся в 1954-м XK140, очень похожий на "собрата" и выпускавшийся сначала также с 180-сильным мотором, но познее получивший двигатель в 192 л.с. Индекс по-прежнему строго следовал за "максималкой" - она составляла уже 140 миль/ч или 225 км/ч. А в период с 1957-го по 1961 год выпускался Jaguar XK150, у которого "базовый" мотор имел 3.5 литра объёма и 253 л.с.!
    [​IMG]

    Как, будучи таким "выдающимся джентельменом", обойти внимание гонки? С 1951 по 1953 великолепная начинка от Jaguar XK120 нашла воплощение, помимо серийных машин, в 54 (по другим данным - 52) экземплярах Jaguar C-Type - стремительный низкий силуэт, подчинённый канонам аэродинамики, и форсированный до 205 сил мотор. "Си-Тайп" дважды выигрывал Ле-Ман - в 1951 году (пилоты - Питер Уокер (Peter Walker) и Питер Уайтхед (Peter Whitehead) и в 1953 году (пилоты - Тони Ролт (Tony Rolt) и Дункан Гамильтон (Duncan Hamilton) - во второй раз машина прошла по кольцу Сарте 267 кругов, что составило 3611.193 км, со средней скоростью 170 км/ч. Продолжил череду Ле-Мановских побед Jaguar D-Type (1954—1957), на сегодняшний день являющийся предметом особой страсти коллекционеров. Выпущено было всего 88 штук, а самым серьёзным достижением стали шесть (!) первых мест на Ле-Мане в 1957-м, в том числе первое и второе.
    [​IMG]

    Принципиально новая послевоенная модель появилась в 1950-м - это был Mk VII с "понтонным" кузовом - выпуклые боковые обводы и весьма консервативная в целом, "пузатая" внешность. В той же канве были созданы Mk VIII (1957—1959) и Mk IX (1958—1961).
    [​IMG]
    Gothic и Ковалев Сергей нравится это.
  2. Однако, вместе с тем, Jaguar начинает развивать совершенно иную тему, которая началась с модели Mk I (1955—1959). Это был небольшой седан, с цельным дизайном, ушедшим от довоенной "выпуклости", и ставший - главное - первой моделью компании с несущим кузовов. Концепция, воплощённая в Mk I, станет для Jaguar определяющей на многие десятилетия вперёд.
    [​IMG]

    Удачно развил тему Mk II, запущенный в производство в 1959-м и выпускавшийся до 1966 года. За годы производства 3.8-литровый Mk II снискал себе славу как удобного "бандитского", так и хорошего полицейского автомобиля - в объёмный багажник помещалась вся добыча после налёта на банк, а приемистый мотор, разгонявший машину до 200 км/ч, позволял сколь успешно уходить от погони, столь и добиваться успеха в полицейском преследовании.
    [​IMG]

    В линейке больших седанов в 1961-м произошли очередные изменения - Mk IX сменил новый Mk X, отличавшийся более динамичными очертаниями, под стать которым был и мотор - 265 л.с. А в 1966 ему на смену пришёл автомобиль, именовавшийся по новому для компании принципу - Jaguar 420. Он имел 6-цилиндровый мотор объёмом 4235 куб. см. и мощностью 245 л.с. Параллельно с "четыреста двадцатым" (с 1964-го по 1968 год) выпускался красавец S-Type, предлагавшийся с двумя моторами - 3.4 литра (210 л.с.) или 3.8 литра (220 л.с.).
    [​IMG]

    Но в 1961 произошло ещё одно знаковое событие - родился великий и прекрасный Jaguar E-Type (он же XKE). Маститый спорткар с распластанным над землёй "телом" и 3.8-литровым 265-сильным "сердцем" развивал максималку в 241 км/ч. В 1966 году к уже имевшимся в гамме E-Type кузовам (купе и родстер) добавилось купе с посадочной схемой 2+2. В третьем поколении, через десять лет после начала выпуска, E-Type получил под свой бесконечный капот (откидывался весь передок целиком!) могучий V12 объёмом 5343 куб. см. и мощностью 272 л.с. Машина, помимо очевидных плюсов, имела к тому же относительно невысокую цену, а потому пользовалась огромной популярностью, особенно в США, и её выпускали вплоть до 1974 года.
    [​IMG]

    Шестидесятые стали для Ягуар временем слияний и поглощений. В 1960 под контролем Jaguar оказалась старейшая британская марка Daimler (не путать с немецким концерном Daimler-Benz!), которая вскоре после подчинения перестала выпускать самомстоятельные модели - почти все машины Даймлер после 60-го года выглядят точь-в-точь как "Ягуары". Из этого ряда выбивались только "независимые" роскошные лимузины, например Daimler DS420 (выпускавшийся и под брендом Jaguar), который за годы выпуска успел стать реальной британской классикой - его делали с 1968 по 1992 год. А все прочие Даймлеры были, по сути, супер-люксовым исполнением моделей Jaguar - первым из таких был Daimler Sovereign, суть Jaguar 420 на "полном фарше". Такая практика имела место до 2002 года, а потом, после 3-летнего перерыва, был выпущен Daimler Super Eight - дорогая версия "заряженного" Jaguar XJR.
    В 1966 году Jaguar вошла в состав холдинга British Motor Holding (ранее - корпорация BMC, British Motor Corporation), который в 1968-м превратился в знаменитую British Leyland Motor Corporation - после слияния с концерном Leyland. Всё это, однако, не повлияло на стилевую чистоту автомобилей Jaguar - модельный ряд компании вообще никак не был унифицирован (чего можно было бы ожидать) с остальной продукцией корпорации Бритиш Лейланд.
    [​IMG]

    В 1968 году появился Jaguar XJ - он разом заменил собой "пучок" из трёх моделей, принадлежащих, по сути, к одному классу среднеразмерных седанов: Mk II, S и 420. Первоначально XJ имел мотор в 4235 куб.см. и 245 силы (версия XJ6), с 1972-го появился новый V12, мощностью 253 л.с. (версия XJ12), а с 1974 года машина в этой версии имела уже 285 сил. В период с 1975 по 1978 годы вместе с седаном XJ выпускался и в вариан в кузове купе.
    Те, родом из шестидесятых классические модели XJ, облик которых создан легендарным Уильямом Лайонсом, - тем самым, одним из двух "отцов-основателей"! - считались очень престижными и стали визитной карточкой марки Jaguar на долгие годы. Это наследие будет столь сильным, что вытеснить "классику", сможет только новый S-Type, аж в 1996-м, а стать столь же значимым среднеразмерным седаном - по крайней мере потенциально - удасться только революционному XF, уже в другом веке... Но мы опять сильно забежали вперёд.
    [​IMG]

    По-настоящему взорвал линию спортивных машин в модельном ряду Jaguar великолепный XJS - произошло это в 1975 году. Были версии и с 12-цилиндровым мотором, и более доступный вариант с "шестёркой" в 3590 куб.см.. и 228 л.с. Jaguar XJS - опять не обойтись без слова "классика", но в случае с Jaguar по-другому никак: и XJS действительно тоже стал мировой классикой спорткаров, продержавшись на волне популярности и, соответственно, в производстве, до 1996 года.
    В этом месте нашего рассказа уместно будет упомянуть об ещё одной линии эволюции "Британских Кошек": от спорткаров к суперкарам. Настоящим праздником для фанатов скорости от Jaguar стало появление в 1988 году концепта Jaguar XJ220, который спустя четыре долгих года пошёл в производство. Как мы уже знаем, трёхзначные числовые индексы в названиях моделей у "Ягуаров" не случайны и обозначают скорость в милях. Если говорить о концепте 1988 года, то во чрево низкого, клиновидного, истинно ягуаровского кузова был помещён 500-сильный 6.2-литровый мотор. Серийная же версия имела мотор поменьше - V6, 3.5 литра, но была даже мощнее 12-цилиндрового за счёт двойного турбонаддува - 549 л.с.
    [​IMG]
    Gothic и Ковалев Сергей нравится это.
  3. Выпускался этот очаровательный монстр всего два года - с 1992 по 1994-й, и был, как XK120 в своё время, самым быстрым серийным авто, пока с этого пъедестала его не сместил McLaren F1. Jaguar XJ220 хорош и сегодня - внешность супергероя фантастического боевика и отменные драйверские повадки. Которые, кстати позволили этой машине добавить к Ле-Мановским победам "Ягуаров" ещё одну - в 1993-м XJ220C стал первым в классе GT.
    Однако ещё с конца 80-х Jaguar лихорадило, как и весь британский автопром - на фоне обостряющейся битвы за клиента, глобализации автобизнеса, усреднения облика современного автомобиля и стремления выпускать как можно больше одинаковых моделей с разными лейблами на капоте, Jaguar с его индивидуальностью и чуть старомодной роскошью, с его пренебрежением современными тенденциями и явным, хоть и небольшим, отставанием от конкурентов по люкс-сегменту, встал на грань разорения. Кризис был заметен невооружённым глазом, и он типичен для автопрома - временные промежутки между выходом на рынок новых моделей всё удлиннялись.
    [​IMG]

    Положение, как ни странно, спас Ford, который стремился обладать "Ягуаром" ещё со времён XK120, добившегося, как мы помним, серьёзного успеха в США. Jaguar вместе с маркой Daimler перешёл под контроль Ford в 1989 году. К "фордовскому" периоду относится появление спортивного XK8, который в 1996-м сменил культовую модель XJS. XK8 выпускалась с 4-литровым 284-сильным мотором, а заряженная версия XKR, настоящая "ракета на каждый день", имела табун из 363 "лошадей". После весьма удачного рестайлинга в 2006-м из обозначения исчезла восьмёрка, и машина стала называться просто XK.
    Начало "нулевых" ознаменовалось разбиением модельного ряда седанов Jaguar на несколько линий - как уже некогда было. Первым стал S-Type, появившийся в в 2000 году и имевший, в зависимости от версии, 238- или 276-сильный мотор. В 2003-м S-Type дополнился версией R - турбонаддув и, как следствие, 390 л.с. Даже людям, далёким от автомобильного мира этот автомобиль - появившийся в сложное, компромиссное для Jaguar время - запомнился, благодаря клипу Стинга "Desert Rose". Однако даже тонкий, поэтичный образ, созданный певцом, "Эс-Тайпу" не очень помог - продажи были не слишком высокими. Специфическая внешность? Высокая цена? Неумение маршировать под строгую дудку рынка? Похоже, этот автомобиль просто появился в неправильную эпоху.
    [​IMG]

    Вторая линия ягуаровских седанов начала 21 века - это компактный Jaguar X-Type, созданный на платформе Ford Mondeo в 2001 году, как ещё одна попытка выхода в сегмент доступных автомобилей с целью "взбодрить" дела английской марки. X-Type стилистически напоминал старые "Ягуары", но по сути сильно отличался от того, к чему привыкли поклонники марки - он мог быть передне- или полноприводным (вот она, платформа Мондео), а вторым после седана типом кузова стал... универсал! Первый и, может быть, последний в истории марки. Покупатель не понял, зачем нужен тот же Мондео, но дороже, да ещё с "лицом" чопорного английского аристократа, и X-Type в безубыточной для Ford мере не оценил. Хотя и был X-Type самым доступным из тогдашних "Ягуаров".
    [​IMG]

    В начале 2007 года, загодя до начала мирового финансового кризиса, концерн Ford столкнулся с серьёзными финансовыми проблемами, в связи с чем рассматривалась возможность продажи неприбыльных подразделений. В начале 2007 года официальные лица компании Ford сделали заявление о том, что марка Jaguar в составе Форд будет сохранена - по крайней мере, на ближайшие годы. Но было понятно, что будущее одной из немногих уцелевших британских марок (большинство из них к тому моменту уже канули в Лету) находится под большим вопросом.
    [​IMG]

    Последняя добрая весть, которая прозвучала, когда Jaguar ещё находился под контролем Ford - это то, что S-Type в 2008 году заменит принципиально новая модель XF; она не была похожа ни на что, сделанное под маркой Jaguar прежде - облик был создан командой нового дизайнера марки Яна Коллама. Произошло рождение XF как и обещали, в 2008-м, только Jaguar в это время уже не принадлежал Ford - новым хозяином Jaguar Land Rover (JLR) стал индийский миллиардер Ратан Тата, владелец и создатель компании Tata. Ещё в прошлом веке это могло выглядеть очень смешным, но Tata для марки Jaguar сегодня - реальный выход. Потому что новый хозяин оказался рачительным и внимательным.
    [​IMG]

    Вслед за революционным XF команда Коллама нарисовала не менее успешный XJ, который появился на рынке в 2009-м, с самого начала имел потрясающий уровень оснащения, общепринятое в люкс-классе качество сборки, прогрессивную конструкцию, выдающиеся динамические характеристики и высокие технологии в своём арсенале. Всего три модели в модельном ряду, но все три - почти безупречны: XK, XF и XJ. Второе десятилетие 21 века марка Jaguar встретила явно на подъёме. Отцы-основатели порадовались бы за своё детище.
    Gothic и Daimler нравится это.
  4. Daimler

    Daimler Постоянный участник Член клуба JCR

    Сообщения:
    2.738
    Симпатии:
    2.078
    Антипатий:
    2
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    Daimler
    Комплектация а/м:
    double six - 3 series
    Год а/м::
    1988
  5. alexjaguar

    alexjaguar Очень активный пользователь

    Сообщения:
    1.702
    Симпатии:
    125
    Антипатий:
    0
    Город:
    Mnine
    Автомобиль:
    Авто другой марки
    Комплектация а/м:
    Double Six
    Год а/м::
    Временно отсутствует.
  6. Перенесу видео, которое запостил сегодня Евгений сюда

    Leshiy нравится это.
Статус темы:
Для того, что бы просматривать эту и другие темы дальше Вы должны быть зарегистрированным пользователем, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Поделиться этой страницей

Пользователи просматривающие тему (Пользователей: 0, Гостей: 0)